Памяти Софико Чиаурелли и Коте Махарадзе

1994 г. - февраль. Иерусалим.
Звонок в дверь. Бегу открывать. Заранее знаю, кто сейчас переступит порог моего дома и останется на целых две недели! Знаю — и не верю! Не понимаю... как-то очень просто всё произошло...  "Возмёшь к себе Софико и Коте?" — спросила Зоя...  "Да... конечно... возьму..."
Первым через порог переступил Котэ и, ещё не раздевшись, и не поставив даже дорожной сумки, спросил: "Где я буду спать, и где ваша библиотека?"  И я, почему-то повинуясь только ему одному, в каком-то шоке от простоты им сказанного,  повела показывать дорогому гостю спальню.  Он же, говоря, что знает, что я — Люда, уже рылся в книгах и выбрав с десяток, сказал довольный: "Это — на пока. А где повесить куртку?  Софико! У Люды есть всё, что мне надо!"  Софико что-то ответила по-грузински, и как-то по-свойски, как почти своей, махнула мне рукой,  дескать "ладно, всё потом, а пока... всё нормально..."
Положение спасала Зоя, очень близкая подруга семьи Софико, а я, как гостья, не совсем понимала, что делать, говорить... Через полчаса Котэ вышел из комнаты в пижаме и, обращаясь ко мне, сказал: "Вот так я буду ходить по дому. Так я люблю". Мне только осталось улыбнуться и взглянуть на Софико. "Он так любит. Пусть так и ходит. Как дома.  Котэ! Ты уже подарил Люде то, что мы ей привезли?" — "Сейчас, Софико, сейчас Люда получит то, о чём мечтала!" И я стала обладателем пластинок (НЕ ДИСКОВ!!!) хорового грузинского пения, многоголосия! 
Это действительно было моей мечтой! ...и Зоечка знала об этом...



О! это были незабываемые две недели! Народная артистка СОФИКО ЧИАУРЕЛЛИ,  возвращаясь с концерта, всё ещё переживала встречу со зрителем.  Я слушала её рассказы, затаив дыхание от восторга и невероятности такого общения! А поутру находила Софико в кухне у плиты и в фартуке... готовящей завтрак мужу, как покорная грузинская женщина из фильма. На моей кухне царствовала героиня из фильма Параджанова "ЦВЕТ ГРАНАТА".  И никакой фартук и годы не могли стереть этот образ!  Любимый образ, без единого слова, божественной красоты!

А уж когда выдавался свободный от выступления вечер и можно было вдоволь наслушаться, я боялась вставить лишнее слово. И только тикали часы в моём сердце, напоминая, что вот уже осталось несколько дней всего... и я смотрела, слушала, старалась запомнить... Это было почти невозможно — запомнить. Кроме самого главного, что запоминается навсегда — как эти два человека любили друг друга! И запросто мне рассказывали известную всем историю об их романе и любви.

Котэ, как и предупредил, всё время был в любимой пижаме. Читал, что-то писал и очень много рассказывал мне о Грузии, в которой я никогда не была, мечтая об этом.
"Ты знаешь, Люда, у нас в Грузии нет антисемитизма.  Мы своих евреев бережём".  Почему-то Коте было важно, чтобы я знала об этом.  А уж когда я его просила рассказать о себе...
Ах, как озорно на секунду загорались его глаза! И с удовольствием, наслаждаясь, как заново, тихим и вкрадчивым голосом, мне, единственному слушателю, представлялся во всех подробностях и красках какой-нибудь эпизод из жизни.


Сравниться по популярности с ним не мог никто, разве только Озеров, с которым, они, кстати, дружили семьями, — пишет в своем блоге российский актер Станислав Садальский.
Это два столпа обладали невероятным обаянием и потрясающей культурой речи. Оба — профессиональные артисты. Озеров после ГИТИСа стал актером МХАТ, Котэ — театра Руставели, а позже — профессором Тбилисского государственного театрального института, выпускником которого был сам. Это были не «образованцы», которые теперь царят в эфире, а настоящие Мастера. Если у них и случались оговорки, то это были не оговорки, а шедевры, которые цитируют до сих пор.
Комментаторские перлы Котэ:
— А я говорю, что Липко не мог ничего видеть между ног Филимонова!!!
— Арбитр делает предупреждение — не надо забирать мяч у колумбийцев, они тоже хотят поиграть.
— Арбитр достал из штанов удаление.
— Армейцы Москвы играют в красных трусах с синими рукавами.
— Бабангиду сегодня играет в белых бутсах, а в остальном играет спокойно, уравновешенно.
— Боковой арбитр принимает красивые позы. Возможно, он раньше занимался балетом.
— Были у его шансов возможности!
— В этой позиции у Карпова стоит лучше.
— Вот он держит соперника за трусы, за футболку, за бока… практически за все что можно, держит.
— Вот Тихонов бежит за мячом, подбегает к вратарю и овладевает им.
— Вот… удар! Я на него обратил внимание еще в гостинице.
— Вратарь Воробьёв был готов к этому и вовремя раздвинул ноги…
— Вратарь не вводит мяч в игру и показывает партнёрам, чтобы они шли подальше.
— Да-а-а, как говорится в одной известной народной поговорке: «Сколько ты не атакуй, а счёт-то уже 0:2».
— До начала матча — пять минут, счёт по-прежнему 0:0.
— За левыми воротами расположились болельщики «Лацио». Они все голубые.
— Защитник датчан поднял ногу, и атака голландцев захлебнулась.
— Защитники остановились, и нападающий спокойно расстрелял вратаря.
— Здесь Каспаров впервые начал думать.
— Здорово, конечно, среагировал Боннер: по-нашему, по-вратарски, в красивом прыжке, с нарушением правил — как полагается.
— И настал соперникам греков полный Пападопулос. Они могут теперь идти Загоракис!
— И наш форвард падает в штрафной площадке! Что говорит судья? А судья говорит, что сегодня на улице довольно холодно, и с земли надо подниматься.
— И тут на выручку пришла перекладина ворот.
— Игроки разбились по парам и толкаются.
— Как бы нашим сегодня не осрамиться. САМ ПРЕЗИДЕНТ ЗИМБАБВЕ НА ТРИБУНЕ!!!
— Как говорят, стоит-стоит футболист, потом раз — и гол забил.
— Как технично спортсмен облизал планку!
— Киевляне не допускают грубых ошибок и вообще играют из рук вон хорошо.
— Клинсман предлагает себя очень активно…
— Красивые, стройные ноги у Канниджы, и прическа тоже так себе, ничего.
— Кривов хотел пробить сильно и точно, но не получилось. Да, неудачно лёг на ногу футболисту его кожаный дружок.
— Кузмичев только занес ногу для удара, как его по ней и ударили.
— Леоненко разминается уже 45 минут. Не перегрелся бы.
— Литманен имел трех защитников — двоих сзади и одного перед собой.
— Можно только удивляться скорости африканских футболистов: в джунглях особо не разбежишься.
— Мяч, перехитрив сам себя, ускакал за правую штангу.
— He успела закончиться тридцать третья минута первого тайма, как началась тридцать четвертая.
— Олич идет к воротам, выходит к воротам…. Забыл Олич, зачем пришел к воротам.
— Он поставил ногу типа шлагбаум.
— Онопко получает мяч в центре поля. Вся его фигура как будто говорит: «Кому бы дать?»
— Отличный удар Агаховы. Правда, мяч прошёл выше ворот, но сразу видно, что Агахова — игрок высочайшего уровня! 


14 февраля 1994 года,  Иерусалим.  Последний вечер перед расставанием.

Да, перестройка сыграла мне наруку...  Не было у великих актёров денег на гостиницы.  А я с радостью "заменяла" её...  В который раз благодарю судьбу.